За кроликом

Когда Интернета еще не было, как не было мобильных телефонов, телевидения и кино, элементы игры уже появлялись в литературе. Среди первых литературных аналогов ARG Википедия называет рассказ Честертона «Замечательные приключения майора Брауна», опубликованный в 1905 году. На самом деле первым описанием игры алтернативной реальности можно считать «Рукопись, найденную в Сарагосе» Яна Потоцкого. Всё путешествие Альфонса ван Вордена в результате вертится вокруг зловещей Венты Кемада и герои, каждый день отправляясь в путь, оказываются на том же месте. Всё новые персонажи присоединяются к компании, они рассказывают Альфонсу бесконечные, гипертекстовые истории ради одной цели – подвести его к тайне Гомелесов. В их рассказах разбросаны ключи, ведущие к шейхам, но с другой стороны сам Потоцкий, путешественник, историк и мистик, наполнил роман всевозможными аллюзиями, так что «Рукопись» можно рассматривать, как руководство к игре.

Еще одним литературным предшественником игр альтернативной реальности вполне можно считать «Тайну Эдвина Друда» Диккенса, которая до сих пор интригует читателей и литературоведов. Они по сей день собирают обрывочные ключи и тайные коды как к разгадке тайны Эдвина Друда, так и к секрету самого романа. Роман так и остался незаконченным, так что читатели сами стали искать возможный финал, полагаясь на текст и иллюстрации, на которых присутствовали сцены, которых не было в опубликованных главах. Но самым удивительным стало появление продолжения романа, надиктованное духом Диккенса печатнику Томасу Джеймсу, которое было благосклонно принято критиками, а особенно Артуром Конан Дойлом. Последнее не удивительно – при известной любви Дойла к миру духов и увлечению спиритизмом.

Очевидные параллели есть и в «Алисе в Стране Чудес» и «В Алисе в Зазеркалье». Собственно «Алисе» ARG и обязаны термином «кроличья нора». В сказках Кэрролла нашли больше секретов, чем есть на самом деле. Существуют варианты шахматной партии, которую Кэрролл разыграл в «Зазеркалье».

Но самая захватывающая литературная игра случилась в 1979 году. Английский писатель и иллюстратор Кит Уильямс (Kit Williams) заказал по собственному эскизу фигурку зайца из золота весом 18 карат и украшенную драгоценными камнями и зарыл его где-то в Англии. Ключи к местонахождению клада он зашифровал в своей книге «Маскарад» (Masquerade). Книга разошлась безумным тиражом. Погоня за сокровищем приобрела массовый характер и продолжалась два года. Задача оказалась сложной, поэтому Уильямс подбрасывал новые ключи в газетных интервью и объявлениях. Наконец, обнаружился победитель, некто Кен Томас. Тут история делает драматический поворот, и сам Уильямс был расстроен дальнейшим развитием событий. Кен Томас оказался вовсе даже Дугалд Томпсон, но главное – он дружил с бойфрендом бывшей подружки Кита Уильямса. Томпсон воспользовался личными связями для того, чтобы собрать информацию о самом Уильямсе, в частности, о его поездках. Он нашел зайца не потому, что разгадал загадку книги, а потому, что знал, где Уильямс мог его зарыть. Дальнейшее было делом времени и металлоискателя. По случайности он опередил двух других кладоискателей – учителей физики Майка Баркера и Джона Руссо, которые как раз честно разгадали загадку, но ошиблись с точным местонахождением клада. Узнав об обмане, Уильямс дал слово никогда больше не устраивать игр в поиски сокровищ. Золотой заяц Томпсону удачи не принес, в 1988 году он продал его на Сотби’c за 31 тысячу фунтов. Уильямс участвовал в аукционе, но вышел из игры на отметке в 6 тысяч. Покупатель зайца остался неназванным.

Прием, использованный Уильямсом, позже пробовали применить многие, из соотечественников — Борис Акунин, который тоже что-то зашифровал в своем романе, обещав в награду перстень. Но это уже был чистый рекламный ход и он как-то не вызвал особого энтузиазма.

Ну и куда же без Дэна Брауна. При всей бездарности «Кода да Винчи» он сподвиг орды туристов отправиться на самостоятельные поиски этого самого кода по следам героев Брауна. Такое туристическое брауновское движение.

Подробное описание ARG составляет центральный сюжет «Распознавания образов» Гибсона. Почетный киберпанк ничего в данном случае не придумал, а источником его вдохновения стал тот же «Зверь». Поиски загадочных видеофрагментов и коллективные попытки расшифровать их и собрать в одно целое – всё это даже слишком просто по сравнению с теми загадками, которые приходилось решать в «Звере», «I Love Bees», «Year Zero» или «EDOC Laundry».

Но это литература. А дальше будет кино. И музыка.

Продолжение следует…

Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставьте комментарий